Не так много осетинских авторов в наше время
пишут произведения, так или иначе касаемые современной осетинской молодежи.
Существует образ молодого осетина и осетинки, созданный еще великим Коста
Хетагуровым, но времена меняются и люди, вне сомнений, тоже, а вот в какую
сторону, это вопрос спорный. И возможность поспорить об этом у всех жителей
Северной Осетии выдалась совсем недавно. Всего несколько лет назад в популярном
литературном журнале Владикавказа Дарьял, появились первые произведения на эту
тему, имеющее название Реваз и Аделина. Автор не посчитал нужным называть
своего настоящего имени и выбрал себе псевдоним Джонни Рамонов. Его дебютом
стал не большой рассказ Аделина, про осетинскую девушку Залину и вскоре для нее
автор «подобрал пару», дав жизнь рассказу Реваз о жизни героя, ставшего собирательным
образом представителей мужской половины осетинской золотой молодежи. Рамонов
сделал своего героя максимально приближенным к реальности и многие парни Осетии
могут узнать себя в нем, по специфическим особенностям характера и
мировоззрения Реваза.
Ревазу 26 лет, работает он
в Министерстве РСО - Алании, в отделе по делам молодежи, имеет высшее
юридическое образование и является кандидатом в мастера спорта по борьбе. Он считается
представителем лучшей половины осетин, на что указывает его социальное
положение, а так же успешные и богатые родители и ставшие единственными
причинами этого положения: «Надеюсь, что к тридцати
годам я достигну определенных высот и смогу считаться
кем-то, иметь
вес и власть в
обществе, быть элитой. Да, скорее всего так и будет
– дай бог здоровья моему пахану». А все остальные люди, работающими
таксистами, продавцами – консультантами, рабочими на заводах, это « скопища никчемного хлама», рядом с
которыми Реваз «лишний раз
почувствовал свое
превосходство», и его «бросает в пот от одной мысли, что»
он
«мог бы оказаться среди них». Такое восприятие мира
закладывалось у Реваза с детства, потому что автор обратил внимание и на семью
молодого человека, в которой и отец: «очень
серьезный
и солидный человек. Сколько я его
помню, он всегда
занимал ответственные посты. Наверное, от него я и
унаследовал свои
незаурядные деловые качества», а мать «что называется, хранительница очага.
Мудрая
женщина – никогда
не перечит мужу
и поэтому живет
припеваючи.
Смогла позволить себе не работать, когда вышла замуж.
Сидела себе дома, растила нас с сестренкой. А когда мы
выросли и ей
стало скучно,
пахан купил ей магазин. Теперь матушка
тоже своего
рода
начальник».
Реваз впитал в себя все основные
осетинского менталитета, в котором фундаментом жизни является фамилия, ее сила,
власть и желательное распространение в высокопоставленных кругах: «Мой отец всегда
говорит: «Человек –
это в первую
очередь фамилия». Если ты нормально знаешь
свою
фамилию, то всегда сможешь найти своих в любом
учреждении и любой
структуре, а значит,
сумеешь решить почти любую проблему».
Теперь, раз уж так
сложилось, что родители определили путь молодого осетина в жизни, так почему бы
им не решать, кто станет его избранницей, тем более что «меньше чем через
полтора
года депутатские выборы», а значит женитьба необходима
по крайней мере по двум причинам: «Во-первых, потому
что холостой кандидат вызывает меньше доверия. Люди
думают так: «Он
не может даже завести семью, как мы доверим ему
власть?» Во-вторых,
парню в
таком возрасте уже пора
жениться».
Как гордый представитель
своего народа, Реваз должен доверить право выбора достойной невесты своему
отцу, ведь «брак дело ответственное. Поэтому, вступая в него
нужно знать, из какой семьи твоя избранница, кто ее
родители и что
они такое. А
лучше всего это будут знать твои родители, которые с
ними общаются.
Наших предков вот женили родители,
и, заметьте –
браки в то
время были значительно крепче, чем сейчас».
Любовь в этом браке не
важна, ведь главное в женщине это «порядочность, знание традиций, умение готовить и
растить детей»,
вряд ли она еще на что-то пригодна и имеет какие-то права, тем более что «девочку с детства
готовят к
замужеству, прививая уважение к будущему супругу», который должен лишь
обеспечивать жену и детей, а для личного удовольствия всегда можно «завести любовницу, да
и путан еще никто не
отменял».
Но уже сейчас, работая в
Министерстве, в отделе по делам молодежи, Реваз имеет полное, не оспоримое
право давать молодому поколению славной республики дельные советы, дабы не
разрушить многовековые обычаи и мораль настоящих гордых потомков «великого народа, владевшего в
свое время землями от
Черного моря до
Британских
островов». И если ненароком Реваз увидит фотографию
девушки в купальнике на любимом его сайте «Вконтакте», то он обязан написать
ей, чтобы она ее убрала, ведь «мы –
нормальные парни –
должны
указывать на подобные ошибки, чтобы девушки их
исправляли». Ведь «не к лицу осетинке выставлять свои
прелести на
обозрение. Девушка должна понимать, что таким
образом
она позорит не
только себя, но и своих родителей, свою фамилию
и,
наконец,
всю Осетию». Хотя на пляже быть
одетой в купальник совершенно нормально.
Как выражается сам
Реваз: «молодые кадры нужны во всех
властных структурах, так как молодежь
обладает достаточной энергией для решения стоящих перед обществом и
государством задач». И такими могут быть, кроме самого Реваза, только
подобные ему люди, стремящиеся, чтобы их фотографии были напечатаны в журнале
Модный Владикавказ, в разделе «Завидные
женихи Осетии». Или же его лучшие друзья Чермен и Георгий, которых он знает
«студенческой скамьи,
но по-
настоящему
подружился с ними уже после учебы,
когда первый стал
работать в аппарате правительства, а второй – в
республиканской
прокуратуре». Эти люди считаются уважаемыми, поэтому
они достойны дружбы, «оба при местах и
при голове, но при
этом не
зазнаются и не
понтуются почем зря. Такие, знаете, простые
ребята
без лишних закидонов». Эти простые ребята
развлекают себя в свободное время тем, что катаются «по самому центру нашего славного города» и выискивают себе «офигительных бикс», с которыми можно «зависнуть где-нибудь, поразвлечься и все
такое».
Реваз принадлежит к тому
роду людей, которые боятся всего нового, видимо по причине своей духовной
бедноты и при столкновении с представителем альтернативной культуры, являющимся
когда – то его однокурсником, но решившим стать музыкантом, Реваза охватили «шок и ужас. Даже тошнота
подступила к горлу. Я побежал в конец коридора, открыл
окно и стал
дышать свежим воздухом». Потому что все, кто не
занимается народной культурой, то есть осетинскими танцами или песнями, но
другими направлениями музыки и искусства вообще «все прибабахнутые художники и
нечисть». А ведь Тамик, который
выбрал себе «недостойную» жизнь, когда-то работал в регистрационной палате и
еще мог бы, по мнению Реваза, стать «человеком». Но он решил, что этот род деятельности ему не
подходит, и «он стал
неудачником, с которым стыдно
на улице
показаться. Что значит «не мое»? Да кто дал тебе право
решать, что
твое, а что не твое?». По мнению Реваза у
людей вообще не может быть своего выбора
жизни, возможно не такого, как у остальных, ведь он привык, что за него
все делает и решает отец. А значит, человек отличающийся от массы или не
ставший тем, кого принято считать «уважаемым» человеком, не достоин жизни
вообще.
Но важнее всего для
Реваза, по его словам – это сохранение нравственных устоев и морали народа в
целом, что является важнейшей задачей нынешней молодежи, ведь «нравственно чистая, правильно ориентированная
молодежь является основой социального благополучия». Но для самого оратора
видимо эти слова ничего не значат, и нет ничего страшного в том, чтобы время от
времени посещать сауну, где всегда ждут «путаны – добрая традиция мужского
времяпрепровождения». И уже на месте преподать урок этим девушкам, как надо работать, обслуживая
лучших людей Осетии: «Я схватил путану за
предплечье и спихнул на пол.
Путана оказалась на четвереньках. Я пнул ее ногой в
зад, и
она
упала
лицом на пол. Из носа у нее пошла
кровь. Мне хотелось еще
дать ей под дых, но Геор
встал между нами».
Ну а что касается курения, а тем более
девушек, то Реваз полагает, что «пропаганда
здорового образа жизни является одной из главных задач, стоящих перед нами
сейчас».
И у Реваза несомненно есть способы борьбы
с этой всеобъемлющей проблемой и он «готов
поймать одну из вас, привязать к стулу,
запихать в пасть сигарет 10,
закрыть нос прищепкой, чтоб ртом
дышала, зажечь все сигареты разом и держать до тех пор, пока из ваших ушей не пойдет дым, из
носа кровь, а глаза не станут красные,
как у мертвецов в фильме "Обитель зла”».
Однако Реваз не отказывает себе в удовольствии
покурить план, который он за наркотик не считает и «раз в
два месяца его покурить
можно. От этого меньше вреда, чем от ежедневного
курения сигарет. С
этической стороной тоже все в порядке, так как я
недавно узнал, что
скифы любили
сидеть вокруг костра с коноплей, и это не
мешало им
быть великими воинами».
Вышедший рассказ «Реваз» вызвал настоящий
резонанс среди читателей разных возрастов. Одни считали, что Джонни Рамонов
позорит свою национальность и гордое имя осетина, другие благодарили его за то,
что наконец хоть кто – то не побоялся высказать правду и так грамотно, в
маленьком рассказе описать типичное лицо своего соотечественника. И дискуссии
продолжаются до сих пор, в жарких спорах которых так и не родилась истина, но
каждое мнение имеет право на существование, ведь даже если образ осетина многим
кажется преувеличенным, то другие отвечают им, что дыма без огня не бывает.
«Терпеть не
могу таких Ревазов, считает себя выше кого-то, а на самом деле кто-то вкалывает
на заводе, чтобы семью накормить, а кому-то папочка машину дарит и в
министерство устраивает работать! А сынок плакатики заказывает, с проститутками
развлекается и дает нам указания, как себя надо вести. А сам даже с девушкой
познакомиться не может, по сайтам лазит и всех критикует, и накуривается,
оправдываясь, что не наркоман, и что так скифы делали. Так скифы еще много
делали вещей, которые если мы будем повторять, то курение травы нам покажется
детским садом! А еще, мне очень интересно, я ведь тоже принадлежу к сфере
обслуживания, я мусор, урод, часть никчемного хлама?». Аслан, 27 лет,
стоматолог.
«По моему мнению Реваз
целеустремленная личность с абсолютно не замутненным сознанием! Будущий столп
общества, почтенный муж и отец!!)) Очень четкая система ценностей. Таких мужчин
уже можно встретить в Москве и Санкт- Петербурге. Что самое удивительное - там они
остаются такими же цельными личностями и живут по своим правилам. Я восхищаюсь
такими людьми». Алана, 18 лет, студентка.
«Во всех
трех рассказах Рамонов хочет подчеркнуть, что осетины весьма брезгливо, я бы
даже сказала по точней, с ненавистью относятся к русским, Реваз и Залина (она
же Аделина) всех русских девушек считают проститутками, парней вообще за людей
не считают. В семье их родителями ведется пропаганда такого отношения к людям,
чья страна когда-то «приютила по своим крылом» Осетию, спасла от нападения османов
и кормит, поит, платит деньги до сих пор…. Это просто отвратительно и гадко!
Настоящее предательство и не благодарность. О каких еще там моральных принципах
говорить?» Анна, 22 года, продавец.
«Родители
Реваза и есть прототипы самого Реваза и Аделины, его будущей жены. И теперь эта
парочка породит новых Аделину и Реваза, которые будут много рассуждать о морали
и обычаях, зато собственным поведением все больше унижать свой народ,
республику и отправлять Осетию по пути к бездне…». Давид, 25 лет,
предприниматель.
«В рассказе все правильно написано, девушка
должна знать где ее граница, а где нет. Если осетинка то должна знать, чье
слова выше стоит. А если русская, то к ней это не относиться. Наконец то хоть
кто-то показал позор нашей молодежи, и наших безнравственных девушек, которые
давно забыли обычаи и свое место. Такие как Реваз, да будет всем известно,
будущее руководство нашей республики, так что он не тряпка, он сильный духом
человек!» Ирбек, 29 лет.
«На мой
взгляд Реваз типичный представитель нашего общества, и не зависят от
национальности такие качества как слабость характера, глупость, ограниченность,
не правильное воспитание, в конце концов. Реваза везде толкает его отец. А сам
– то он хоть что-то может, кроме как всех учить как жить и унижать? Начать
таким как он надо прежде всего с себя!» Вера, 23 года.
Если же отбросить принадлежность главного героя к
осетинской национальности, и рассматривать его как художественный образ, или же
как собирательный образ богатого современного человека вообще, то видно, что Рамонов
показал нам героя нашего времени. Человека
двойственного, вынужденного из-за своей слабости врать самому себе, находиться
в маске, точно также желая вкусить многие запретные плоды, он оправдывая себя,
зато осуждая подобные порывы других людей. По сути дела он не видит бревна в
собственном глазу, но легко замечает соринки у других. Теми же качествами
обладает и девушка Залина (Аделина) в другом одноименном рассказе, которая
должна стать женой Реваза и вместе они будут продолжать вести двойную игру,
всегда обманывая всех вокруг, включая и себя, ничем, кроме денег, которые сами
не заработали, не отличающиеся от тех, кого обсуждают и ненавидят.
Совсем недавно Джонни Рамонов написал и отдал на
суд читателю новый рассказ Кристина, показывающий жизнь сестры Реваза, которая
как раз принадлежит, к такой ненавистной братом, альтернативной готической
контркультуре.
Но уже сейчас рассказ "Реваз" переведен на эсперанто и опубликован в
журнале Beletra Almanako», а сам Рамонов был номинирован на всероссийскую
литературную премию "Неформат" в номинации "малая проза". Проживает
он сейчас в Москве и очень тщательно скрывает любую информацию о себе, в том
числе и свою внешность, очень скуп на комментарии по поводу своих произведений,
и лишь однажды дал интервью информационному порталу Регион 15, размещенный в
интернете. Его перу так же принадлежат рассказы Кашель, Два рассказа, Полный
придурок, Краска. Все рассказы можно найти в интернете, и в журнале Дарьял. Возможно,
что в скором времени мы будем иметь удовольствие вновь прочесть что-то не менее
экстраординарное, чем Аделина, Реваз и Кристина.
|