JR

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 27.11.2024, 22:43
Приветствую Вас Гость
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

"Похороните меня за плинтусом..."

Сегодня в России выходит огромное количество книг, издательства словно соревнуются друг с другом в количестве выпускаемого чтива.  Причем соревнования эти, к огромному сожалению, уже не имеют к качеству никакого отношения. Полки библиотек, как в нашем городе, так и в других, забиты «одноразовой» литературой, над которой не надо думать, прочитав ее, через минуту забываешь, о чем там шла речь. Хорошо это или плохо, каждый судит по-своему, ведь большинство людей, приходя в библиотеку, просят подыскать им литературу, которая помогла бы им расслабиться, уйти от каждодневных забот, не думать о серьезных вещах, а просто узнать новую любовную или криминальную интригу.

Возможно именно поэтому, вышедшая  несколько лет назад, а именно в 2003 году, книга Павла Санаева, вызвала такой небывалый ажиотаж и резонанс мнений среди российских читателей. И до сих пор повесть, под названием «Похороните меня за плинтусом» вызывает активный интерес публики. Однодневным чтивом назвать ее никак нельзя. В интернете ведутся активные обсуждения этой книги, созданы десятки сообществ и фан-клубов. Читатели приводят свои истории, схожие с ситуациями, описанными в книге. Общий тираж книги превысил полтора миллиона экземпляров, и Павел Санаев входит в десятку самых популярных современных писателей России. А в 2005 году он получил премию «Триумф», что удается далеко не каждому.  Спустя совсем не много времени по книге были поставлены спектакли во многих городах России, таких как Санкт-Петербург, Красноярск и др. Снят фильм по мотивам повести с одноименным названием. 

Сам Павел Санаев российский писатель, актер, сценарист, режиссер , переводчик, сын и внук довольно известных актеров,  у которых нашлись свои скелеты в шкафу, и о них,  возможно,  никогда  бы и не стало известно, если бы не автобиографичная повесть «Похороните меня за плинтусом».  Первой пробой пера для Санаева стала книга под названием «Нулевой километр», но критики обошли ее стороной, не удостоив даже внимания.

Родился Павел 16 августа 1969 года в Москве. Первый опыт работы в кино приобрел на съемочной площадке фильма "Чучело", где исполнил роль Васильева - очкарика в красной шапочке, который, единственный из всего класса, заступался за Лену Бессольцеву. После этого снимался еще в трех фильмах, но учиться во ВГИК пошел не на актера, а на сценариста.


С 1995 года Павел Санаев активно работал кинопереводчиком и стал автором официальных переводов для многих известных фильмов: "Властелин Колец", "Остин Пауэрс", "Очень страшное кино", "Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар" и др. Переводческая работа идеально подходила для сценарного и режиссерского самообразования, и в 2002 году был написан сценарий фильма "Последний Уик-Энд", задуманного как собственный режиссерский дебют.

Однако настоящую славу ему принесла книга о советском детстве маленького мальчика.

Никак нельзя пройти мимо оформления издания. Дело в том, что, только глядя на обложку, можно погрузиться в сладкие воспоминания о детстве. Среди букв заглавия размещена детская фотография главного героя Саши Савельева, худенького мальчика в школьной форме, удивленно смотрящего в кадр объектива. Многие читатели узнают самих себя в школьные годы - то же хрупкое телосложение, та же наивность в выражении лица. На самом деле автор поместил на обложку свою собственную фотографию, чтобы лишний раз подчеркнуть автобиографичность повести. А чуть ниже фотографии изображены детские сандалии советского времени и большая половина россиян узнают в них свою обувь, которую носили все дети Советского Союза. Ну а наличие размещенных рядом гомеопатических шариков и вовсе поднимает настроение и вызывает улыбку, при одном взгляде на них, если часть книги уже прочитана. И, конечно же, многозначительная подпись, гласящая о том, что книга посвящается Ролану Быкову.

История начинается со слов:

"Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу”.
Дедушка главного героя — народный артист Всеволод Санаев, мама — актриса Елена Санаева, приемный отец, или "карлик-кровопийца”, — Ролан Быков. И, наконец, бабушка Лида, без которой не было бы самой трагической повести. Это история мальчика, Саши Савельева, который живет у властной, грубой и крикливой бабушки, которая не смотря на свое обращение с внуком, безумно любит его, стараясь оградить от всякого воздействия из вне, включая его собственную мать. Жизнь мальчика состоит из запретов: нельзя бегать, потому что умрешь, нельзя потеть, потому что «потея, человек остывает, теряет сопротивляемость организма, а стафилококк, почуяв это, размножается и вызывает гайморит».  Нельзя есть мороженое (мальчика кормят паровыми котлетами на сушках и дают гомеопатию), потому что заболит горло и тогда уже никакая гомеопатия не поможет. А там и верная смерть. Гомеопатия становится чуть ли не основной пищей Саши, которую «надо принимать шесть раз в день», а если Саша гулял на улице, непременно одетый в «натуральные шерстяные рейтузы», то «бабушка выносила гомеопатию в коробочке».  В школу ходить ему не удавалось, потому что, по мнению бабушки, он все время болеет и необходимо постоянно проводить множество консультаций с врачами и профессорами, сдавать массу анализов. Профессора, видя такую дотошность бабули в отношении здоровья внука, так и стремятся поставить ему массу немыслимых диагнозов. Лекарства внуку доставал «вонючий старик», чтобы «сволочь еще как-то тянула». «Вонючий старик»- это и есть муж бабушки, народный артист Советского Союза, который являлся  « гицелем проклятым, татарином ненавистным», за то, что погубил молодость женщины «высосав ее когда-то блистательный мозг».

Утро в семье может начинаться такими словами к внуку: «Чего это ты так рано встал?

-Проснулся.

-Чтобы ты уже никогда не проснулся!» И все понимали, что бабушка сегодня не в духе, а значит, день предстоит трудный. Впрочем Саша почти никогда не обижается на нее, потому что давно смирился с тем, что он идиотик, о чем знал не только он, но и после  слов самой бабушки, весь двор. Он знал, что без бабушки жить нельзя, «потому что такая сволочь как он ничего сам делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь постоянно гниет», и его не послушание «может обострить все ее сволочные болезни». И весь день зависит от постоянно меняющегося настроения женщины, которая все не может за что-то простить мужа, который является основной причиной всех ее несчастий.

 Но главное для мальчика — нельзя любить маму и ее мужа…потому что, как было указано выше, мать променяла его на «карлика кровопийцу», по словам справедливой бабушки.
А для ребенка встречи с беспутной, по мнению бабушки, мамой — это редкие мгновения щемящего сердце счастья.

Вся книга читается легко, словно вам ее рассказывает ваш старый знакомый, про себя и людей, которых вы хорошо знаете. И каждая глава – это правда русской жизни, концентрат поведения людей во многих семьях не только нашей страны, помогающий посмотреть на себя со стороны, но до такой степени наполненная юмором, что кажется над всеми проблемами, с которыми мы сталкиваемся, можно не только серьезно задуматься, но и посмеяться от души. И описания каждого действия героев, и их мысли и слова, словно смакуются автором, что хочется вместе с ним наслаждаться каждым предложением, как отдельным, хорошо рассказанным анекдотом. В то же время в каждой главе приходится переживать за Сашу, который как самый обычный ребенок попадает в не приятные ситуации, за которыми обычно могут последовать наказания,  иногда  это делается назло старшим, чтобы показать свою взрослость и самостоятельность. В данном случае в виде виртуозных проклятий бабушки, которая изощренно поливает ругательствами всякого, кто попадется под руку.  Наверно совершенно не случайно Санаев начинает повесть с купания, которое «начинается довольно мирно», а заканчивается «неслыханной комбинацией слов» со стороны бабушки и проклятием «небом, богом, землей, птицами, рыбами, людьми, морями и воздухом!». Прочитав уже одну начальную эту главу, становится абсолютно ясна вся картина жизни в этой семье.  После чего Санаев предупреждает читателя, что если он не верит в то, что могла бабушка так выражаться, что наверняка в книге все преувеличено, то очень зря, потому что все так и было на самом деле. А если бы он убрал хотя бы половину изобретательных выражений, то сам бы не узнал собственного детства на страницах. Он утверждает, что бабушка  «заворачивала такие афоризмы, что можно было заслушаться! Домашняя Раневская. Она тебя проклинает, а ты слушаешь и думаешь: "Вау! Лихо!” Но когда это было направлено на тебя с сокрушительной энергией, хотелось пригнуться и спрятаться. Восхищали ее комбинации, только если они были направлены на кого-то другого». Вся жизнь Саши, это постоянная борьба за выживание, которое он ведет благодаря своей бабушке.

Однако повесть не о том, что была такая негодяйская бабушка, которая мучила внука. Повесть-то о любви. Но любовь бывает такая, что она калечит окружающих. Ведь даже если многих читателей может шокировать грубое обращение взрослой женщины с маленьким внуком, то стоит заметить, что, не смотря на постоянные обещания после непослушания Саши убить его, дать сторожу на удушение и расчленение, дальше этих слов наказание никогда не доходило. Самое страшное, что в действительности на деле ждало его, так его учение уроков и отсутствие возможности увидеть маму, которой не доверялось воспитание сына. Хотя сама бабушка по ее же собственным словам имела справку от психиатра о том, что больна и если она его действительно убьет, то ей за его ничего не будет.

Первая половина книги – это смех сквозь слезы, где страшные проклятья гомерически смешно переплетаются с умозаключениями мальчика, с его детскими комментариями происходящего, в которые прослеживается лишь смирение перед ситуацией. Он не в силах сделать что-то против такой воинственной бабушки, тем более что жить ему, по словам бабушки,  осталось не много.

Каждая глава книги, не смотря на драматизм повествования, погружает читателя в омут самых противоречивых эмоций. Но переломным моментом повести становится приход  на день рождение такой долгожданной и любимой мамы Саши, называемой бабушкой бабушка « Бубонной чумой», а Сашей ласково «Чумочкой». И даже такой праздник заканчивается семейным скандалом, главная причина которого в том, что с появлением нового мужа,  дочь вышла из-под влияния  своей матери. До этого бабушка оставалась главой семьи. И мамы Саши в том числе. Бабушка с тех пор и ругает свою «беспутную» дочь за то, что спуталась с приезжим провинциалом, который наверняка старается ей воспользоваться, а потом обязательно бросит, да поздно будет. И как обычно остроумный юмор автора делает ситуацию не столько трагической, сколько абсурдной и потому смешной.

Однако уже после этого читателю может стать совершенно не до смеха, потому что автор  внезапно становится очень серьезен в повествовании. Он рассказывает  историю каждого персонажа, словно оправдывая их поведение. И узнав все подробности личной жизни героев, читатель уже не может обвинять бабушку за ее обостренное чувство любви к внуку и ненависть к мужу, дедушку за равнодушие ко всему, что происходит, маму Саши за ее бездейственность, а к «карлику-кровопийце» больше нельзя относиться без доверия. И каждый из них по-своему прав и не прав лишь в том, что не смог во время пойти на компромиссы. Ну и конечно нельзя ничего не сказать о ключевой фразе всей книге, сказанной Сашей в одну из редких встреч с мамой, в которой выражен, пожалуй, весь, не смотря на юмор, разнообразные перлы, выдаваемые бабушкой, драматизм истории: «Мамочка, если я вдруг все-таки умру, похорони меня у себя дома, за плинтусом, чтобы я всегда с тобой был и все время тебя видел».

После выхода книги критики, да и сами читатели сначала приняли ее не однозначно. Мнения разделились надвое, но равнодушным не остался никто. Одни говорили, что нельзя было «выносить мусор из избы» и рассказывать на всю страну о пороках и проблемах столь знаменитых людей. Говорили, что образ бабушки сильно преувеличен и такого просто не могла быть. Другие восхищались каждым словом, написанным с особым сарказмом, восхищались тем, что автор максимально комично спародировал саму идею счастливого советского детства. Многие узнавали себя и своих родителей, бабушек и дедушек, ситуации, в которые попадали,  так же как и герой повести, боялись, что дома с них «спустят три шкуры», когда узнают, какую страшную пакость они совершили. Одни критики считали, что повесть лишь позорит светлую память знаменитого актера Всеволода Санаева, его жены, дочки и не менее талантливого Ролана Быкова. Другие, смакуя воспоминания, писали о том, что и их ругали страшными словами, пугали историями, о смерти, если ослушаться родителей и, например, сунуть пальцы в розетку, пойти на стройку когда уже темно и так далее. Мол, нет в этом ничего криминального, тем более, что сам автор признает, что в повести присутствует и доля художественного вымысла, для создания особо сочных образов героев. В конце концов, положительная оценка книги взяла верх и на сегодняшний день автобиография «Похороните меня за плинтусом» продается огромными темпами, получает премии и популярна у читателей самых разных возрастов.

В 2009 году на сцене санкт-петербургского театра «Балтийский Дом» вышел спектакль по этому произведению, который еще больше привлек внимания к этой истории. Жители Моздока тоже имели возможность посмотреть премьеру спектакля по телеканалу Культура. Главную роль Саши Савельева играет знаменитый актер Игорь Скляр, который как бы ведет рассказ о своем прошлом, уже являясь взрослым человеком, который на время погрузился в мир своего не путевого детства. Режиссера Игоря Коняева повесть привлекла удивительной смелостью и честностью. Для него эта повесть о человеческом эгоизме, который стоит на пути любви и взаимопонимания. Он в первую очередь хотел показать, как очень часто в желании выжить мы замыкаемся на самих себе и воспринимаем окружающий мир враждебно. Приходится  приспосабливаться и думать только о себе, о своем самолюбии и благополучии. Мы становимся тиранами в семье и на работе. Нам все время не хватает любви и благодарности. Друзья и близкие нас предают, а наша любовь превращается в узурпацию.

Спектакль ставится и сейчас, больше всех, поражая публику тем, что действие разворачивается прямо в середине круга сидящих  зрителей. Это так называемые «живые спектакли», когда актер соприкасается со зрительным залом. Актер смотрит вам в глаза, поливает вас грязью, чистит рядом с вами картошку, пролетает у вас над головой, словно сам зритель участвует в жизни героев.

Конечно, многие главы в спектакле не присутствуют, но такова задумка режиссера, который сделал упор именно на те детали, которые показались ему наиболее точными для передачи смыла произведения.


Что касается фильма по мотивам повести «Похороните меня за плинтусом» с одноименным названием, вышедшем в 2009 году, то отношение к книге он имеет очень поверхностное. Сам Санаев не доволен этой постановкой, как и всякий автор своего произведения, считающий, что экранизация должна в точности по событийности и смыслу соответствовать книге. Но режиссер Сергей Снежкин увидел идею истории в другом.

Да действительно история очень похожа. Так же присутствует бабушка, со своим индивидуальным лексиконом, такой же «бесхребетный» дедушка, замученный многочисленными болезнями внук и его мать, со своим гражданским мужем, не имеющие возможности увидеть мальчика. Однако большая часть истории, рассказанной в книге, отсутствует, муж матери является алкоголиком, а мальчик довольно жесток во многих ситуациях. Сергей Снежкин не то, чтобы переврал сюжет, он сильно сместил акценты. В книге шла речь от первого лица, мальчика, который рассказывал про свое нелегкое советское детство. Снежкин сократил действие до одного дня, мальчик же ушел на второй план, а главной героиней стала бабушка. В книжке, кроме клизм и «пичканья» таблетками, были побеги на стройку, растаявшее мороженное, так и не реализовавшаяся мечта пойти в парк, так как бабушка заявила, что «кладбище твой парк!», отдых в санатории, уроки по телефону и нежны и теплые, но редкие встречи с мамой. И нет в фильме самого главного: финальной фразы «похороните меня за плинтусом», раскрывающей тонкую и чистую душу ребенка.

Но не стоит винить за это режиссера, который является и сценаристом, и считать, что фильм не удался. Главное  достоинство фильма состоит в том, что его можно совершенно спокойно воспринимать отдельно от книги, в качестве самостоятельного произведения искусства. Тем более, что роли в фильме исполняют такие именитые актеры как Светлана Крючкова ( бабушка), Алексей Петренко (дедушка), Мария Шукшина (мать мальчика Саши), ее мужа Константин Воробьев. Самого Сашу играет юный и очень талантливый начинающий актер Александр Дробитько. А  тех, кто так и не прочитал книгу, фильм может ошеломить своей реалистичностью, свежестью идеи и захватывающими событиями, не дающими заскучать ни на минуту. Многие зрители, на многочисленных форумах в интернете, а так же литературные критики считают, что фильм очень удачный сам по себе и, ни в коем случает не стоит его сравнивать с книгой. Ну, и в конце концов вкусы у всех людей разные и сколько людей, столько и мнений.

В любом случае как книга, так и фильм и конечно великолепно поставленный спектакль, бесспорно являются очень талантливыми произведениями, что касается книги, то чуткому и умному Санаеву удалось запечатлеть удивительно точно и самобытно не только свое детство, но детство многих людей в нашей стране во всех городах и селах.  От этого ценность книги только возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: rk6jbq (26.11.2010) | Автор: Julii Freiheit
Просмотров: 2802 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню
Категории раздела
Мои статьи [11]

Администратор сайта Аксёнов Роман 2024